Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 1419 человек

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО КОРРЕКЦИИ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ

Дата: 7 сентября 2018 в 11:20

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО КОРРЕКЦИИ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ  

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Под девиантным поведением (лат. Deviatio –уклонение) поведением понимаются:

  1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам;
  2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (стандартам, шаблонам)

Девиантное поведение может носить позитивный и негативный для общества характер.  Позитивные отклонения в поведении служат средством развития общества, повышения его организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют общество, подрывая подчас его основы. Девиантное поведение ведет к социальной патологии: преступности, алкоголизму, наркомании, проституции, суициду.

ТРИ ОСНОВНЫХ ЗАКОНА ПОВЕДЕНИЯ

1-й закон                 Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах

2-й закон                 Любое поведение учащегося подчинено общей цели – чувствовать свою важность и значимость

3-й закон                 Нарушая дисциплину, учащийся осознает, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей     - привлечь внимание; - власть;  - месть;    - избегание неудачи;

АНАЛИЗ «ПЛОХОГО» ПОВЕДЕНИЯ

   

Привлечение

внимания

Власть

Месть

Избегание

неудачи

Социальные

причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную» личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, всё равно не получится».

«Сильные» стороны поведения  

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

Отсутствуют

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, возможен страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращают

Прекращают выходку, когда сами сочтут нужным

Прекращают выходку, когда сами сочтут нужным

Попадают в зависимость от учителя, продолжают ничего не делать.

Способы

предотвращения

Учить детей привлекать внимание приемлемыми способами.

Оказывать внимание за хорошее поведение.

Уходить от конфронтации. Отдать часть своих органи-

заторских функций

Строить взаимоотношения с учеником на принципах заботы о нём.

Поддержка ученика, чтобы его установка на «Я не могу» сменилась на «Я могу»

СХЕМА КОРРЕКТИРОВКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, КОГДА    ЦЕЛЬ – ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ

СТРАТЕГИЯ

ТАКТИКА

Изменить методы объяснения

Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков.

Учить за один раз чему-то одному

Ввести дополнительные методы обучения

Дополнительная помощь от учителя.

Помощь компетентных взрослых

Ученики-репетиторы

Учить позитивно рассказывать о том, что делает и о себе

Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларировать «Я могу» перед выполнением задания

Делать ошибки нормальным и нужным явлением

Рассказывайте об ошибках

Показывайте ценность ошибки как попытки

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

Формировать веру в успех

Поддерживайте любые улучшения

Объявляйте о любых вкладах

Раскрывайте сильные стороны своих учеников

Признавайте трудность Ваших заданий

Ограничивайте время Ваших заданий

Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Анализируйте прошлый успех

Повторяйте и закрепляйте успехи

Делать процесс обучения ощутимым

Наклейки «Я могу»

Альбомы достижений

Рассказы о вчера, сегодня и завтра

Отмечать достижения

Аплодисменты «Звёзды и наклейки»

Награды и медали   Выставки  Самопризнание

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ   «МСТИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»  

Активное мстительство

Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю

Пассивное мстительство

Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта

      Реакция учителя

Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху.

Импульс: немедленно ответить силой, как равному (подавить), или уйти из ситуации (убежать из класса)

Ответы ученика на реакцию учителя

Стиль ответа – вредить

Действия – выходка продолжается, пока сам ученик не решит ее прекратить

Происхождение мстительного поведения

Отражение роста насилия в обществе

Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов

Сильные стороны мстительного поведения

Ученики демонстрируют высокую жизнестойкость, умение защитить себя от боли

Принципы профилактики мстительного поведения

  1. Строить отношения со всеми учащимися по принципу заботы о них
  2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами

СХЕМА КОРРЕКТИРОВКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ,

КОГДА ЦЕЛЬ – ВЛАСТЬ ИЛИ МЕСТЬ.

МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

С Т Р А Т Е Г И Я

Т А К Т И К А

Ищите «изящный уход»

Признайте власть ученика Уберите «зрителей»  Перенесите обсуждение вопроса Делайте записи

Озадачивайте учеников Соглашайтесь с учеником Меняйте тему

Используйте удаление

Удаление, не выходя из класса Удаление в другой класс

Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации

Удаление с применением силы

Устанавливайте санкции

Лишить или отложить право заниматься чем-либо

Лишение или отлагательство права пользоваться любимыми предметами

Лишение доступа в различные помещения школы

Прекращение взаимодействия с другими учениками

Требование встречи с администрацией  Требование встречи с родителями Требование встречи с милицией

Возмещение учеником убытков: починка, ремонт предметов, вещей Возвращение вещей на место

Замена на равноценные

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТОЛЮБИВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Активное властолюбивое поведение

Вспышки негодования: словесное негодование, ученик идет на конфронтацию и нагнетает напряженность

Пассивное властолюбивое поведение

Тихое непослушание: ученик вежливо отвечает и обещает Вам, но продолжает делать своё

Реакция учителя

Эмоции: гнев, негодование, может быть страх

Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.д.)

Ответы ученика на реакцию учителя

Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»)

Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её.

Происхождение властолюбивого поведения

  1. Социальные установки изменились: соотношение руководство/подчинение в прошлом в «советское время» сменилось на эмансипацию и равные социальные права
  2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению

Сильные стороны властолюбивого поведения

Ученики демонстрируют лидерские способности:  умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам

Принципы профилактики властолюбивого поведения

  1. Уход от конфронтации и снижение напряженности
  2. Передача ученику части своей организационной власти

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ (НПВ)

Активное  поведение НПВ

Приемы: ученик делает то, что отвлекает внимание учителя и класса

Пассивное поведение НПВ

Приемы: ученик демонстрирует поведение « в час по чайной ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняет очень и очень медленно

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение

Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы

Ответы ученика на реакцию учителя

Временно прекращает выходку

Происхождение (причины) поведения НПВ

  1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо
  2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме
  3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом»

Сильная сторона поведения НПВ

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем

Принципы предотвращения поведения НПВ

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению
  2. Учить учеников как правильно привлечь внимание, если ученик в этом нуждается

СХЕМА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА, КОГДА ЦЕЛЬ – ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ

 Стратегия       

Техника (тактика)

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение

Контакт глазами

Вставляйте имя ученика в текст объяснения

Посылайте секретный знак

Посылайте письменное замечание

Используйте «Я-высказывание»

Разрешающее поведение

Доведите до предела демонстративную выходку

Весь класс присоединяется к выходке

«Разрешенная квота»

Делайте неожиданности

Выключите свет

Издайте музыкальный звук

Говорите тихим голосом

Измените голос

Говорите со стеной (или портретом)

Временно прекратите вести урок

Отвлеките ученика

Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятельность

Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Благодарите учеников

Пишите имена хороших учеников на доске

Пересаживайте учеников

Меняйте учеников местами «Стул размышлений»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО  НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ (ИН)

Активная форма ИН-поведения

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным

Пассивная форма ИН-поведения

Откладывание на потом

Недоведение до конца

Временная неспособность

Официальные диагнозы

Реакция учителя

Чувства: профессиональная беспомощность

Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика с помощью специалиста

Ответная реакция ученика

Стиль ответа: зависимость

Действие: продолжать ничего не делать

Происхождение ИН-поведения

Необоснованные ожидания родителей и учителей

Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм

Упор на соревнование в классе

Сильные стороны ИН-поведения

Ученики хотят успеха: всё делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет

Принципы профилактики ИН-поведения

Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.