Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 1095 человек

Советы психолога педагогам

Дата: 29 октября 2015 в 12:59, Обновлено 16 декабря 2015 в 10:56

Советы психолога

Рекомендации классным руководителям
в работе с "трудными" подростками

   Общаясь с подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;

           умейте смотреть на вещи глазами подростка.

  • Стремитесь понять мотивы поведения и эмоциональное состояние учащегося, войти с ним в душевный контакт.
  • Выражайте принятие и поддержку учащихся. Стремитесь увидеть в учащемся  личность, признавайте за ним право на собственное мнение, давать возможность доказывать свою правоту.
  • Будьте готовы внимательно выслушать критику и предложения учащихся. Не бойтесь признать свою неправоту. Принесите извинения в случае неправоты. Стремитесь увлечь учащегося идеями, избегайте стереотипов и шаблонов в отношениях, импровизируйте. Руководите, подавая пример (делать то, о чем говоришь, к чему призываешь). Владейте словом. Умейте вести разговор с учащимися на любые темы.
  • Избегайте морализаторства. Никогда не унижайте подростка, особенно в присутствии его сверстников.
  • Не критикуйте и не высмеивайте того, что важно и дорого для учащихся, соблюдайте конфиденциальность в разговорах о семьях учащихся, событиях их личной истории, проявляйте деликатность в обсуждении этих вопросов.
  • Стремитесь увидеть лучшие качества учащегося, опирайтесь на них. Верьте в возможности изменения учащегося, способность к решению стоящих перед ним задач, рассматривайте каждый день как новую возможность для роста и перемен к лучшему каждого учащегося.
  • Поощряйте инициативу и старание учащихся, поддерживайте стремление учащихся обогащать свой опыт и изменяться.
  • Стремитесь замечать и отмечать успех  учащегося, радоваться за его достижения.
  • Не заостряйте внимание на слабостях и ошибках учащихся.
  • Сохраняйте эмоциональное равновесие, эффективно справляться с разочарованием, раздражением, гневом.
  • Показывайте пример управления эмоциональным состоянием, профилактики и разрешения конфликтов в отношениях с учащимися и коллегами.
  • Стремитесь одинаково справедливо относиться к каждому учащемуся; не предоставлять никому из учащихся особых привилегий; отмечать и поощрять вклад каждого учащегося в общее дело.
  • Проявляйте терпение и выдержку, избегайте эмоционального «реагирования», стремитесь принимать решения на основе анализа ситуации и взвешивания альтернатив.

Работая с «трудным» подростком, нужно:

  • Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  • Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  • Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  • Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  • Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
  • Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
  • Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  • Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  • В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
  • Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

Типы поведения учащихся, характеристика        

Психологические причины поведения.
Возможные пути педагогического воздействия

Поведение, направленное на привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание учителя и класса  Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.            Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Властолюбивое поведение           Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости           Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях          Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение   Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) Стереотип силового разрешения конфликтов     Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Поведение, направленное на избегание неудач           Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи     Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия        Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).

Пассивное:

Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.