Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 1494 человека

Занимательные формы обучения

Дата: 25 октября 2017 в 21:04, Обновлено 15 февраля 2019 в 12:48

СЕНСОРНОЕ  РАЗВИТИЕ. СЕНСОРНАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.п. Это направление в развитии ребёнка наиболее благоприятно для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь чёткие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.

Поэтому такое большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

В данной программе решаются задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

Игры, задания, используемые для развития каждого вида восприятия, даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением. Сначала даются игры с реальными предметами, потом – с моделями предметов и в завершение – игры и задания на зрительное различение или узнавание свойства предметов. Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия и исходя из этого следуют задачи сенсорного развития.

  1. Развитие всех видов восприятия (обогащение чувственного опыта ребёнка). Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность все органов чувств.
  2. Классификации восприятий (и ощущений):

В основе одной лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии:

- тактильное ( чувство от прикосновения)

- кинестетическое ( двигательное)

- вестибулярное ( чувство равновесия, лабиринтное чувство)

- обонятельное

- вкусовое

- слуховое ( аудиальное)

 - зрительное ( визуальное)

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах.

Основой другой классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время, движение:

- восприятие пространства

- восприятие времени

- восприятие движения.

3. Ознакомление детей с сенсорными эталонами – общепринятыми, закреплёнными образцами свойств и отношений предметов ( цвет, форма, величина, шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка). Важно, чтобы ребёнок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами. Только тогда возрастёт точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому важно не просто различать предметы, но и правильно называть их свойства.

4. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, выработка у детей перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов.

Формирование полноценных представлений  о свойствах предметов возможно лишь при определённом уровне развития способности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребёнок использует различные способы ориентировки: практические пробы, примеривание (когда фиксируются успешные действия и отбрасываются ошибочные), зрительное соотнесение, видение, слушание, осязание, обнюхивание, дегустация.

Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным психическим и возрастным развитием ребёнка: он может быть не знаком с сенсорными эталонами, с системами сенсорных эталонов; у него могут быть на низком уровне сформированы перцептивные действия; он может не уметь применять имеющиеся у него сенсорные эталоны к познанию; сформированные у него сенсорные эталоны и перцептивные действия могут соответствовать более младшему возрасту.

Цель коррекции: оказание помощи в выработке у ребёнка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов, применении сенсорных эталонов к познанию свойств новых для ребёнка объектов; оказании помощи в овладении перцептивными действиями и сенсорными эталонами, соответствующими возрасту (доформирование, восполнение пробелов, «навёрстывающее» обучение).

Развитие сенсорики – это продолжительный процесс, когда ребёнок развивает свои чувства одновременно на нескольких уровнях.

Порядок развития и интегрирования: тактильное и кинестетическое чувства, вестибулярный аппарат; положение тела, чувство равновесия, напряжение мускулов, движение глаз; ощущение тела, моторное планирование, слуховое восприятие; координация глаз – рука, визуальное восприятие, речь.

Важнейшим является то, чтобы как следует был завершён первый уровень как основа для дальнейшего развития.

 Первый уровень- три чувства, которые развиваются и упорядочиваются первыми: тактильное, кинестетическое и вестибулярное чувства. Развитие начинается уже на внутриутробной стадии.

Когда эти три чувства хорошо скоординированы, ребёнок доверяется информации, которую получает через них. Информация через ощущения членов и мускулов, т.е. от кинестетического чувства, помогает ребёнку решать, сколько усилий нужно, чтобы поднять или бросить что-нибудь. Когда ребёнок умеет управлять мускульным напряжением, он может экономно использовать силы и не утомляться быстро. Если сенсорика не функционирует на этом уровне, его движения будут скованными и неуклюжими, равновесие плохим, а напряжение мускулов слабым.

Второй уровень – взаимодействие тактильных, кинестетических и вестибулярных функций, как основа для дальнейшего развития. Ребёнок умеет адекватно обрабатывать слуховые и зрительные впечатления. Через игру и повседневные занятия ребёнок тренируется анализировать и координировать впечатления. При хорошо функционирующей сенсорике ребёнок не столь зависим от контроля взрослых. Он знает, что делает. Он достигает такого уровня развития, когда начинает уже воспринимать правую и левую части своего тела.

Если ребёнок способен упорядочивать свои ощущения – значит, он сможет концентрироваться на занятиях, соответствующих его уровню развития. Если это не так, то ребёнок легко отвлекается и проявляются нарушения зрительного, слухового и осязательного восприятия, он действует растерянно и не может сосредоточиться.

Третий уровень – включение слуховых функций. Основу речевых способностей ребёнка составляет доречевое общение, т.е. отношения его со взрослыми. Ребёнок должен уметь обрабатывать услышанное и уметь расшифровать и понять.

Нарушения моторики могут создать трудности ребёнку в управлении мускулами рта и языка. Тогда ему тяжело говорить, так как он не знает, как двигать языком и губами, речь становиться невнятной, и тяжело понять, что он говорит. Часть детей с заторможенной, незрелой речью развивают свои речевые способности, получая вестибулярную стимуляцию.

Четвёртый уровень характеризуется специализацией глаз и рук. Это происходит, когда нервная система функционирует, как нечто целое, а сенсорные импульсы  обрабатываются эффективно. Одна из рук приобретает тогда большую способность к тонким моторным реакциям. На этом уровне развивается также и зрительная доминанта.

Когда развита концентрированность всех функций, ребёнок готов к выполнению школьных заданий. Он может упорядочивать свои впечатления и на их основе концентрироваться.

Нарушения в сенсорике – важное препятствие в дальнейшем развитии ребёнка. Поэтому год  перед школой должен быть насыщен стимулирующей сенсорику активностью.

Признаки, которые указывают на недостаточную сенсорную интеграцию

  • Ребёнок гиперактивен и с трудом сосредотачивается.
  • Ребёнок с трудом принимает информацию и классифицирует ощущения.
  • У ребёнка низкое мускульное напряжение, он сидит, как «мешок с сеном». Ему трудно планировать движения.
  • Он избегает любых занятий, содержащих перевороты, прыжки и т.д.
  • Он боится высоты и плохо держит равновесие.
  • Он с трудом учится ездить на велосипеде и плавать.
  • Он не может встать после того, как покрутился и упал.
  • У него ненормально сильно дёргаются мышцы вокруг глаз, особенно после того, как он вертелся.
  • Он с трудом понимает речевые символы или имеет нарушения артикуляционной моторики.

Следовательно, ребёнок с речевыми проблемами должен развивать слуховое восприятие, чтобы различать звуки. В этом случае вы должны тренировать это его чувство.

Ребёнок с плохим моторным планированием не может так сразу обучаться основным движениям и моторным играм. Нужно ему дать возможность развить хорошее ощущение своего тела, чувство равновесия, нормальное напряжение мускулов. Чтобы развить это, нужно побуждать его к активности, которая даёт вестибулярную, тактильную и кинестетическую  стимуляции. Это составляет основу планирования моторного развития.

Ребёнок, который с трудом переносит вестибулярную стимуляцию, должен получать больше возможностей для тактильных и кинестетических ощущений.

Это поможет ему ощутить его тело и понять своё место в пространстве. Тогда он будет легче ориентироваться, и его движения не будут такими неловкими. Ребёнок сможет лучше переносить вестибулярную стимуляцию и развивать свои способности.

РАЗВИТИЕ  ПРОИЗВОЛЬНОГО  ВНИМАНИЯ  И  ТЕМПА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данные, полученные в ходе исследования процесса внимания с помощью лонгитюдного метода, свидетельствуют о том, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по- разному, в наибольшей степени страдая у тех детей, которые уже в 1 классе являются слабоуспевающими или плохо подготовленными к школе.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «заданиями на внимание» в процессе урока и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа может вестись по двум направлениям:

  1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
  2. Использование упражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания (индивидуально- типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания

Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый  на короткое время ( не превышающее 0,5 сек.) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объём увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой- либо приз.

Задание № 1

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ

ЖКПРЧ

КПТНСД

ДПВ

БМДКРЛФ

СТПЦГВДК

МВПКШЛЧБХ

Задание № 2

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА..

ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ.

Задание № 3

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я БЕГУ

ДАЙ  МНЕ

ДЫМ  ИДЁТ

ДВОР  ЧИСТ

ЧТО  ДЕЛАТЬ

УЧЕНЬЕ  СВЕТ

ВСЁ  ПО  КОЛЕНО

РАБОТА  НЕ  ВОЛК
СЧАСТЬЕ  В  ТРУДЕ

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

Упражнение № 1

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчёт выигрышей проводится в конце занятия, и победители поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение № 2

Упражнение направлено на выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками : левой- кружки, правой- треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

( Треугольники с «округлёнными»  вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребёнка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.

Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребёнка.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания

Упражнение № 1

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а)  АММАДАМА  РЕБЕРГЕ  АССАМАСА

ГЕСКЛАЛЛА  ЕССАНЕССАС  ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ   ЕНАДСЛАТ

ЕТАЛЬТАРРС  УСОКГАТА  ЛИММОДОРА

КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА  НОРАСОТАННА 

ДЕБАРУГА  КАЛЛИХАРРА

ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА

СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ

ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ЛАЙОНОСАНДЕРА

Упражнение № 2

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигаются в играх- соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение 1- 2 минут показывают несколько из них (например: карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Ещё 1 вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить. Таким образом подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.

Системная подача информации создаёт системно организованную память. При этом существенно снижаются нагрузки на внимание. Форма подачи информации должна быть лаконичной, чёткой, алгоритмичной. Необходимо как можно чаще обыгрывать, иллюстрировать и оформлять информацию. Учебные демонстрации должны быть короткими ( 2-3 мин.) и лёгкими.

Ребёнка нужно хвалить независимо оттого, демонстрировал он свои знания или нет. Запоминание идёт лучше, когда от ребёнка не требуют точного воспроизведения материала.

Если ребёнок не умеет читать и писать, то при одновременном обучении этим навыкам, как это предусмотрено образовательной программой, не сформируется ни тот ни другой. Более того, можно гарантировать стойкую дислексию и дисграфию. Последующая логопедическая коррекция часто приводит к тому, что дефекты остаются у ребёнка на всю жизнь, так как они не связаны с собственно- логопедическими отклонениями.

Известно, что без беглого чтения невозможно грамотное письмо. Навык письма может развиваться только на базе сформированного визуально- слухового образа слова.

Чёткая и алгоритмичная математика усваивается детьми легче, чем чтение и письмо. На уроках желательно разрабатывать точный алгоритм действий и его графическое изображение. Можно проиграть алгоритм через «тело»: построить паровозик из детей в соответствии с последовательностью событий или действий, которые необходимо запомнить.

Нельзя допускать возникновения как сильных отрицательных, так и положительных эмоций. Они снижают способность к обучению детей с проблемами в развитии.

У детей может возникнуть проблема с закреплением материала, т.е. переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировал один и тот же алгоритм задания. При построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся. Они работают в разном ритме. Если в течение урока повторяется один и тот же алгоритм, то повышается вероятность того, что все дети усвоят содержание.

Учёт цикличности интеллектуальной активности ребёнка может быть обеспечен и в домашней работе. Он должен работать в том же ритме, в котором работает его мозг. Родителям необходимо находиться рядом с ребёнком во время выполнения домашнего задания.

Необходимо помнить, что накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание информации. При утомлении деятельность мозга настолько дезорганизуется, что разрушаются уже установленные, но незакреплённые связи. При этом забывается усвоенная, казалось бы информация. Это необходимо помнить при заучивании правил, стихов и т.д. Длинное стихотворение или правило следует учить небольшими порциями, делая перерывы.

Предварительное проговаривание и рассуждения делают работу осмысленной.

Работа педагогов, психологов и родителей должна быть направлена на развитие интеллекта. Бессмысленная тренировка внимания, памяти и самоконтроля без нормализации работы мозга усугубляет проблемы ребёнка.   

Сколько звуков в слове ?

- Приседайте столько раз ,сколько звуков в слове осень.

- Подпрыгните столько раз ,сколькими буквами записано это слово.(запись на доске.)

- Наклонитесь столько раз ,сколько букв в слове еж . (запись на доске .)

- Потянитесь столько раз ,сколько звуков в этом слове.

Большая буква

- Если названные слова надо писать с большой буквы ,поднимайте руки вверх , если с маленькой – приседайте.

Барсик , котенок , город , Гомель , Никита , третьеклассник , река , Сож , Свислочь , собака , корова , Дружок , Зорька , воробей , урок.

Мягкий знак

- Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного ,выполняйте приседания ,для разделения согласного и гласного – отведение рук назад на уровне груди.

Царь , гладенький , льдина , волчьи , варенье , радость , сентябрь , соловьи , здоровье , ученье , тьма.

- кто догадался , из какой пословицы три последних слова ?

Родственные слова

- Если я назову пару родственных слов , вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов . которые не являются родственными , вы приседаете.Постарайтесь сосчитать ,сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник , река – ручей , стена – потолок , кот – котик , сад – садовый , дом – домашний , дом – дым . поле – полюшко , гриб – грибной , обед – стол.

Приставка

На доске записаны слова : делать , сделать , написать ,писать , подписать , вез , отвез , вывез , привез , занес , нес , перенес , вынес.

При указании на слова , в которых есть приставка , ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениавются хлопками , если в словах приставки нет – приседают.

Суффикс

На доске записаны слова : гора – горка, лес – лесок , поле – полюшко , сом – сомище , внук – внучек , город – городок , мяч – мячик , слово – словечко.

При указании на слово , в котором нет суффикса , дети приседают . Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх , называют суффикс.

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова , дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши , если форма одного и того же слова – приседают.

Маленький – маленькая ; маленький – малыш ; маленький – мальчик ; мальчик – мальчику ; варенье – вареньем ; варенье – сварил ; повар – варит ; повар – повара.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.